ОТ СОСТАВИТЕЛЯ |
|
У писателей, я заметил, существует одна трогательная странность,
отделяющая их от нас, обывателей: все они в своей творческой жизни очень
бережно, я бы сказал, наивно, заботятся о своих «будущих читателях».
Тогда как всякий человек ухаживает за «сегодняшним днем», писатель втайне
пренебрегал им и писал «для вечности». И чем взыскательнее к себе художник
слова (да и всякий художник), тем упрямее он манкирует современником
и ищет в отдалении каких-то себе «неведомых друзей». Это вопреки всяким
«социально-экономическим укладам», нациям, культурам. Цицерон заявлял,
что ему важно, как отнесутся читатели к его сочинениям через пятьсот
лет. А ведь он жил в грубую (языческую) культурную эпоху. Что говорить
о ХIХ или ХХ столетиях, когда книга, оттеснив жизнь, заняла ведущее,
авторитетное место. Образовалась книжная культура. И естественно писатель
стал диктатором, законодателем вкуса, нравов, даже религии. Писатель
стал исповедником. Такой своеобразный эгоизм писателя - своего рода
претензия на бессмертие. Писатели ревниво относятся к своей участи в
памяти человечества. Вековая мечта человека. Как только он увидел смерть,
так сразу же стал мечтать о бессмертии. Живому человеку без этого нельзя
ступить ни одного шага. Что проку в само-малейшем тщании, если ты знаешь,
что оно, как осенний жухлый лист, унесется любым сквозняком. Но труд
писателя - подвиг его жизни. Мечта его о вечности своего ремесла, пронизанная
мученическим трудом художника, представляла тот залог его успеха, крепость
которой давала ему надежду из жидких чернил отлить слово в бронзе.
Шумит ветер в полночь и несет листы… («Уединенное»). Выявление материалов для «Библиографического указателя к сочинениям В.В.Розанова и литературы о нем» проводились двумя формами исследования: просмотром печатных изданий и работой над архивами. Были просмотрены комплекты газеты "Новое Время" за 1890-1917 гг. и "Русское Слово" за 1895-1918 гг. - основные газеты, где Розанов сотрудничал постоянно. Другие печатные источники просматривались по тем или иным указателям, которые в основном находятся в архивных источниках. Слава Богу, творческий архив Розанов сохранился сполна. При всем своем многописании, постоянном печатании, подготовке собственных сборников статей к печати Розанов находил время и внимание для подготовки своего архива. Уже «на закате жизни» он стал подготавливать материалы для передачи в архив Румянцевского музея. В 1914-1916 гг. он сдал на хранение письма корреспондентов к себе. Эти письма тщательно подобраны и переплетены в черный колленкор. «Письма профессоров к В.В.Розанову», «Письма Н.Н.Страхова…», «Письма монашествующих…», «Письма авторов…» (ОР РГБ, ф.249)… Более 20 переплетов. К сожалению наследники Румянцевского архива - работники РО РГБ - в начале 80-х годов расплели книги и распылили собрание, так бережно подготовленное Розановым к хранению. После смерти отца дочери писателя Татьяна Васильевна и Надежда Васильевна сохранившийся полностью архив был передан в Литературный музей. Сейчас основной корпус его находится РГАЛИ (ф.419). Часть его осталась в Государственном литературном музее, в отделе рукописных фондов (ГЛМ, ОРФ) (ф. 362). В самом начале своей литературной деятельности Розанов вел записи публикаций, гонорары, отзывы в печати. Эти библиографические записи до 1905 года были достаточно систематизированными, одна позднее они приобретали фрагментарный характер. Кроме того архив Розанова сохраняет множество «авторских» вырезок из газет и журналов, на которых Розанов отмечал строки, устанавливал авторство на неподписанных статьях или указывал на редакционные искажения. Этот ценный источниковедческий материал служит основой для составления библиографического указателя. Им же, вероятно и воспользовался близкий друг Розанова Сергей Александрович Цветков (1888-1964), составивший после смерти писателя библиографию сочинений Розанова в карточках (ОР РГБ, ф.249, картон 11, ед.хр. 5-14). Библиография Цветкова не сверена с источниками и является сырым материалом для научной библиографии. Настоящий Библиографический указатель претендует на принципиальную полноту охвата материалов и отделов. Содержание:
|